Аукционы Японии - JapanTrek Co. Ltd
Аукционы Японии - JapanTrek Co. Ltd
+7 (423) 2-614-514
  8 (800) 700-16-14 (звонок бесплатный)
Покупаем автомобили для вас уже 18 лет, 5 месяцев и 4 дня.
  • Владивосток 20:21
  • Токио 19:21
  • Москва 13:21

Российский европротокол

С 1 марта вступили в силу поправки к закону об ОСАГО, которые позволяют автомобилистам оформлять мелкие аварии без участия сотрудников ГИБДД и обращаться за возмещением ущерба в свою страховую компанию. Первоначально планировалось, что новые правила вступят в силу еще 1 июля 2008 года, однако этот срок пришлось передвинуть из-за того, что страховщики и профильные министерства оказались не готовы к введению новой системы. Не готовы к этому они и сейчас, однако Минфин решил, что дальше откладывать введение новых правил работы ОСАГО уже нельзя.

К тому же, в западных странах такие правила действуют уже давно. В принципе, оформление мелких ДТП без участия дорожной полиции (так называемый "европротокол") действительно облегчает жизнь автомобилистам. В случае мелкой аварии - например, из-за царапин на бампере - автовладельцам не нужно дожидаться дорожной полиции. А прямое урегулирование убытков упрощает процедуру возмещения ущерба: потерпевший, вместо того, чтобы добиваться выплат от страховой компании виновника ДТП, обращается к собственному страховщику.

Однако для российских автомобилистов нововведения могут обернуться дополнительной головной болью, особенно при оформлении ДТП без участия гаишников. В этом случае необходимо четко следовать новым правилам, причем несоблюдение любого из них может закончиться полным отказом от компенсации ущерба со стороны страховой компании.

Прямое возмещение ущерба

Хочется сразу отметить, что все новшества ОСАГО действуют только для тех автомобилистов, кто купил полис обязательного автострахования после 1 марта 2009 года. Все остальные будут оформлять ДТП по-старинке до тех пор, пока не закончится срок действия текущей страховки.

Итак, если в аварии был нанесен ущерб только имуществу (люди не пострадали) и в ДТП участвовали только два автомобиля, то потерпевший теперь сможет обратиться за возмещением в ту компанию, где застрахована его машина. Раньше же пострадавший должен был собирать все необходимые документы и предоставлять их в компанию виновника аварии.

Теперь компенсировать ущерб владельцу пострадавшего автомобиля должен "домашний" страховщик, а затем он самостоятельно будет "выбивать" деньги из компании, в которой был застрахован виновник ДТП. Но это формальное правило, прописанное в законе "Об ОСАГО". На деле страховщики не собираются возмещать ущерб "напрямую", пока не убедятся, что страховая компания виновника аварии согласна компенсировать эти затраты. В утвержденной Российским союзом автостраховщиков схеме работы есть правило, по которому компания виновника может в пятидневный срок отказать в выплате, и тогда пострадавшему автомобилисту придется вновь требовать возмещение ущерба самостоятельно, обивая пороги кабинетов "чужого" страховщика. Причем список причин, по которым страховщики смогут отказывать в выплатах, пока только разрабатывается.

Европротокол

Упрощенное оформление ДТП, судя по всему, обернется для водителей еще большими сложностями. Во-первых, согласно пункту 8 статьи 11 закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", обойтись без гаишников можно в том случае, если нет пострадавших, если в дорожно-транспортном происшествии участвовало не больше двух машин, у водителей нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП и размера ущерба, причиненного автомобилям, и один из них признает себя виновным. Но самое главное - если авария оформлена по упрощенной схеме, то компенсация за ущерб не может превышать 25 тысяч рублей.

На практике это означает, что принимая решение вызывать или не вызывать сотрудников ГИБДД, участникам аварии сначала придется оценить, насколько сильно пострадали их автомобили. А ошибку допустить несложно - после визита на сервисную станцию у машины могут обнаружиться скрытые повреждения, ремонт которых страховое возмещение уже не покроет. К тому же, страховщики до сих пор не разработали единую методику оценки ущерба, а это значит, что итоговые выплаты могут отличаться от той суммы, в которую оценил повреждения сам автолюбитель.


В случае оформления ДТП без участия сотрудников ДПС, к заполнению этого документа стоит отнестись очень внимательно.

Кроме того, если автомобилисты решат не вызывать сотрудников ДПС на место аварии, то оформлять извещения о дорожно-транспортном происшествии им придется самим. Но если затем в них обнаружатся расхождения, касающиеся схемы аварии или повреждений, полученных автомобилями, то страховая компания вообще сможет отказаться от возмещения ущерба.

Стоит также помнить, что оформлять ДТП по упрощенной схеме можно только в том случае, если ОБА участвовавших в аварии автомобилиста купили полисы ОСАГО после 1 марта 2009 года.

Сомнения в том, как быстро в реальности начнут работать новые правила ОСАГО, есть не только у простых автомобилистов. На прошлой неделе и страховщики, и представители ГИБДД не раз обращались к водителям с просьбами… не пользоваться этими правилами и по-прежнему вызывать на место аварии сотрудников Госавтоинспекции. В первую очередь для того, чтобы инспекторы определили виновника аварии, а также проверили правильность заполнения всех извещений.

Но если вы, попав в аварию, все-таки решите не вызывать сотрудников ДПС, то следует внимательно заполнять не только свой экземпляр извещения о дорожно-транспортном происшествии, но и тщательно сверить его с уже заполненным бланком второго участника ДТП. В случае, если вы обнаружите несоответствия или ошибки в указанных вторым водителем данных, стоит настоять на оформлении происшествия с участием инспекторов - неточностями в документах могут воспользоваться либо страховщики, чтобы отказать вам в компенсации ущерба, либо мошенники, которые впоследствии смогут свалить вину за аварию на вас.

В любом случае, как считают эксперты, европротокол в России заработает на полную мощность не раньше второй половины 2009 года - после того, как будет накоплен необходимый опыт и отлажены все механизмы взаимодействия страховщиков. А пока в аварии, судя по всему, лучше не попадать.

Оригинал статьи на auto.lenta.ru

3 марта 2009

Задать вопрос по этой новости