Аукционы Японии - JapanTrek Co. Ltd
Аукционы Японии - JapanTrek Co. Ltd
+7 (423) 2-614-514
  8 (800) 700-16-14 (звонок бесплатный)
Мы в автобизнесе уже 18 лет, 3 месяца и 28 дней.
  • Владивосток 02:35
  • Токио 01:35
  • Москва 19:35

Родина J-фактора

Сергей Знаемский, copyright © OOO "Газета Авторевю"

Впереди до горизонта - Средиземное море. За спиной - предгорья Альп. Кажется, что здесь, в Ницце, вдохновение можно фасовать по банкам прямо из воздуха. Поэтому именно тут квартируется европейская студия Toyota Europe Design Development. Небольшое здание на склоне холма, всего 36 сотрудников и таблички restricted area - "запретная зона".

До 2000 года европейский дизайн-центр Toyota EPOC около десяти лет располагался в скучном, сером Брюсселе. Но за все время существования брюссельского центра в серию пошли всего две разработанные там машины – "первый" Yaris и нынешняя Corolla. Негусто! Поэтому в 2000 году EPOC закрыли, а студия переехала в Ниццу. В создание ED2 (читается как "ed squared") Toyota инвестировала 13,7 миллиона долларов. Из брюссельского центра сюда перешли всего четыре дизайнера - команду обновили. И вот результат: за 7 лет в производство пошли 8 автомобилей, дизайн которых рожден в Ницце. А еще здесь "рожден" J-фактор…

Ознакомительная экскурсия по дизайн-центру почти повторяет жизненный путь здешних творений. Сначала просторная общая студия, где стоят заваленные ворохами эскизов и фотографий рабочие столы дизайнеров. Потом макетная мастерская - здесь идеи обретают пластилиновую плоть. И, наконец, презентационный зал - непродолжительный спич главы дизайн-центра Токуо Фукуичи, просветительская лекция Лэнса Скотта, главного "философа" тойотовского дизайна, и живое общение с авторами прошлогоднего концепта Endo. Атмосфера демократичная, но видно, что к нашему приезду тщательно готовились: ничего лишнего не сказали и не показали. Жаль.


Лоран Бузиж - автор дизайна Endo

А еще очень жаль, что Владимир Пирожков, дизайнер ED2 и старый приятель Авторевю, оказался в отъезде. Вот кто рассказал бы больше!

Но Владимир - потрясающий человек. Телефонный звонок для него - достаточный повод махнуть за 300 км из Турина. А десяти минут разговора ему хватает, чтобы стереть любые преграды в общении.

- В чем разница работы дизайнера в европейской и японской компании? - задаю я, наверное, самый избитый вопрос.

- В Европе на первом месте стоит эстетика, а здесь - система, - сразу отвечает Пирожков.

Любая мелочь, каждая деталь и линия в японском автомобиле должны быть не просто придуманы дизайнером - они должны быть им просчитаны, обоснованы, а их целесообразность доказана руководству. Дизайн тоже включен в уникальную технологию исследований и разработки новых продуктов. Ведь если тойотовская система почти не дает осечек (достаточно посмотреть на рост продаж Тойоты во всем мире), то дизайнеры тоже должны опираться именно на нее.

Концепт-кар Toyota Endo - один из дизайн-прототипов будущего серийного сверхкомпактного четырехместного автомобильчика. Endo короче, но шире, чем Toyota Aygo.

- Отличается и взаимодействие инженера с дизайнером, - продолжает Пирожков. - В Европе "технари" в основном ставят дизайнерам ограничения. А у нас инженер смотрит на задумку художника как на вызов: пытается сделать все, чтобы ее можно было воплотить в жизнь. Сказывается еще особый менталитет: японский работник готов трудиться на благо компании без сна и сочтет это за честь, а европейский - только от звонка до звонка. Плюс кайзен, о котором уже столько написано. Результат - сегодня японцы недосягаемы в технологиях и на разработку новой модели тратят 1,5-2 года, почти в два раза меньше, чем европейцы.

- Еще одна черта японцев: мудрый менеджмент, - продолжает Пирожков. - Помню, однажды я допустил ошибку в проекте, и она обошлась компании в 80 тысяч евро. Европейцы бы меня уволили, а японцы сказали: "Ты допустил ошибку, но ты понял это, знаешь, как ее исправить, и больше никогда не допустишь. Поэтому мы тебя не уволим - теперь ты для нас еще более ценный кадр".

Проблемы у японцев были только с индивидуальностью своих машин. И тойотовцы поняли это раньше других. Поэтому четыре года назад в студии ED2 начали искать J-фактор.

Лэнса Скотта друзья в шутку зовут Lance Cruiser - дизайн внедорожника Toyota Land Cruiser Prado разрабатывал он. В Ниццу Скотт переехал из Брюсселя, а в этом году возглавил специально созданный отдел «философии» бренда.

Дизайнерская команда ED2 состоит из восемнадцати человек: десять занимаются непосредственно «рисованием» экстерьера и интерьера, трое разрабатывают «философские» основы дизайна, а еще четверо - специалисты по колористике. Во главе интернационального «корпуса» традиционно стоит японский шеф-дизайнер.

С 2004 года центр ED2 возглавляет Токуо Фукуичи - он работает на Тойоте с 1974 года.

Директором тогда был Вахеи Хираи, нынешний дизайн-директор корпорации Toyota. Он и придумал взглянуть на Японию глазами неяпонцев. Четырех ведущих дизайнеров средиземноморской студии - Пирожкова, англичанина Лэнса Скотта, француза Лорана Бузижа и итальянку Алессандру Фаррачио - отправили на месяц в Японию. Им оплатили все: перелет, жилье в самых дорогих гостиницах (в том числе и традиционных японских, с раздвижными ширмами и деревянными сидячими ваннами), поездки по туристическим местам… В ответ Хираи потребовал от четверки "гайдзинов" одного - фотоальбомов. Дизайнеры должны были фотографировать и описывать те отличия японской жизни, которые им кажутся уникальными. Те отличия, которые неуловимо олицетворяют Японию, - характерные цвета, детали, орнаменты, фактуры, формы…

Это и были первые поиски того, что Хираи назвал J-фактором (J - от слова Japan). Японский фактор! Из него выросли две большие ветви - стиль простых и понятных решений Vibrant Clarity для марки Toyota и более утонченный L-finesse для Lexus. Идея стилей пришла из Японии, но придумали ее два высокопоставленных европейца и оттачивали здесь, в Ницце. А год назад в ED2 появилось подразделение, которое работает над "философскими" выкладками тойотовского дизайна.

- Почему J-фактором занимается европейская студия?

- Потому что сами японцы ничего удивительного в своей стране не видят, - отвечает Пирожков. - Ведь J-фактор - это своеобразный взгляд со стороны. Именно поэтому японцам понадобились мы…

Сейчас студия ED2 - самое маленькое из всех тойотовских дизайн-подразделений. Но уважаемое. Здесь работают 18 дизайнеров, из них 7 - ведущие. Каждый дизайнер готовит 1-2 проекта в год - от технического задания до постройки прототипа. Готовый концепт-кар или прототип серийной модели - это как минимум два проекта: экстерьер и интерьер. Если посчитать, то за год на всю студию получится 14-16 проектов. Немало, но…

По трехмерной модели этот сверхточный и сверхдорогой станок способен вырезать из пластилина все, что угодно, а не только тойотовскую эмблему.

На стальной каркас надета пенопластовая форма, сверху - десятисантиметровый слой пластилина, из которого по компьютерной модели вырезан макет. Руками дизайнеры исправляют только то, что не в состоянии передать экран компьютера.

Ежегодно в ED2 делают 14-16 проектов, но самостоятельно построить готовые образцы могут только для одного-двух. Постройку остальных доверяют специализированным итальянским ателье - у них это получается лучше.

Владимир Пирожков: "Автомобильный дизайнер - это не только художник. Мечтаю и рисую я всего четыре недели в году. Все остальное время я - маркетолог, инженер, психолог…"

Этот старый демо-макет в центре ED2 хранят для того, чтобы показывать журналистам работу над пластилиновой моделью.

Большая часть из этих проектов обречена. У Тойоты есть еще три собственные дизайн-студии - одна в Калифорнии (CALTY) и две в Японии (в Токио и Нагаве), и почти всегда задание параллельно получают два или три центра. Отбор производит самое высшее начальство в главном дизайн-центре в Toyota Motor City.

Например, Пирожков за семь лет работы в ED2 сделал 14 проектов, но свет увидели только два - концептуальный кроссовер UUV, показанный в 2002 году, и концепт-кар Toyota MTRC 2004 года. А скоро появится и серийный Avensis будущего поколения, к которому Владимир тоже приложил руку.

Итого - три реализованых проекта из четырнадцати…

- Это отличный результат, я им горжусь, - не кривит душой Владимир. - Показатель хорошего дизайнера - это 20% принятых проектов. Если у тебя 30% - ты суперзвезда! vПолучается, что остальные 70-80% - работа на мусорную корзину? Если рассуждать так, то и те десятки миллионов долларов, которые Toyota и другие компании тратят сегодня на содержание своих дизайн-студий, отправляются прямиком в "трэш". Но на самом-то деле эти инвестиции - самое выгодное вложение средств, вложение в собственное "лицо", которое завтра будет цениться гораздо выше технологий. Ведь Пирожков отвечает не только за дизайн интерьеров, но и за так называемый Advanced Design - стратегическое творчество, направленное на очень далекую перспективу. Владимир и его коллеги буквально заглядывают на 10-15 лет в будущее.

Какое оно будет у Тойоты? Особенное, японское. Из Ниццы это видно лучше всего.


Сергей Знаемский, copyright © OOO "Газета Авторевю"
29 августа 2008

Задать вопрос по этой новости